Надежда Емельянова
БАДАХШАНСКИЙ ДНЕВНИК

НОВОСТИ
ОБ АВТОРЕ
НАУЧНЫЕ
РАБОТЫ

ГАЛЕРЕЯ
ГОСТЕВАЯ
КНИГА

ССЫЛКИ
НА ГЛАВНУЮ
В августе-сентябре 2002 г. состоялась первая за последние десятилетия экспедиция группы сотрудников Института востоковедения РАН в провинцию Бадахшан Исламского Государства Афганистан. В северо-восточных провинциях Афганистана российские ученые не работали уже много лет. Одна из проблем связана с труднодоступностью этих высокогорных регионов. Но в первую очередь, исследователи, занимающиеся изучением северо-востока Афганистана, были лишены возможности проводить здесь полевые исследования в связи с политическими проблемами.
Напряженность на бадахшанском участке границы стала усиливаться в конце 1970-х годов. Когда Советский Союз начал оказывать свое влияние в северных провинциях Афганистана, в бадахшанских районах Ишкашим, Бахарак, Дарваз г. Файзабаде начались выступления оппозици. В октябре 1979 года в районе Ишкашима уже действовала группа повстанцев - около 400 человек на лошадях, вооруженные стрелковым оружием, напали и захватили селения Бахарак и Зибак. Они взрывали дороги и линии связи, сообщение со столицей Бадахшана Файзабадом было прервано. При поддержке СССР началось вооружение местного населения приграничной зоны - 2 ноября 1979 года в аэропорт "Хост" прибыл самолет с оружием для афганской пограничной роты, расположенной в районе Шугнана. 3 ноября оружие было роздано населению кишлака Кала-и Бар Пяндж.
Тем временем обстановка на границе продолжала накаляться. 19 ноября 1979 года Центральный Комитет Компартии Таджикистана принял постановление № 352 по оказанию помощи погранвойскам СССР в создании пунктов размещения жителей из пограничных районов Афганистана в районе таджикского населенного пункта Рошкала. Весь ноябрь и декабрь в афганском Бадахшане велись боевые действия. Мятежники, получающие оружие, боеприпасы и продовольствие из Пакистана, объявили своей целью создание на территории Бадахшана отдельной исламской республики.
В 1980-м году активные действия мятежников начались в районе афганского Дарваза. Численность моджахедов, собравшихся здесь, достигла тысячи человек. Они объявили себя Северным фронтом борьбы за свержение советской власти и установление исламской республики. Минировались дороги, проводились обстрелы сопредельной стороны и пограничных нарядов. Обстановка оставалась такой же напряженной и в 1981-1983 годах. С середины 1980-х в приграничных районах активизировалась деятельность спецслужб США, Пакистана и Китая, использующих сложившуюся ситуацию для проведения разведывательной деятельности против СССР.
Постепенно к концу 1980-х, особенно в связи с ухудшившимся социально-экономическим положением населения афганского Бадахшана, здесь начали создаваться контрабандные тропы по переброске наркотиков на территорию советских республик. Сперва наркотики просто выменивались на предметы первой необходимости у жителей приграничья. Но в последующие десять лет сбыт наркотических товаров был поставлен на поток, а в развалившемся СССР налажены центры сбыта, и государства СНГ, и Россию захлестнул поток наркотиков, ввозимых из Афганистана и Пакистана.
После вывода советских войск в 1989 году, Афганистан был втянут в непрекращающуюся гражданскую войну. В 1991 -м боевые действия в афганском Бадахшане велись прямо в приграничной с Таджикистаном полосе. Улусвольства бадахшанской провинции переходили в руки моджахедов, ставленники Наджибуллы были вынуждены спасаться бегством. Для того, чтобы скрыться от преследований и репрессий более 120 человек из государственных органов власти провинции Бадахшан перешли границу и попросили убежища в СССР. В связи с дестабилизацией власти в Шугнанском и Ишкашимском улусвольствах охрана границы со стороны Афганистана была почти прекращена, участились переходы нарушителей через Пяндж на таджикскую сторону, размах контрабандных сделок все более увеличивался. В том же 1991-м году, кроме политических беженцев, пограничниками были задержаны на территории ГБАО около 200 нарушителей-контрабандистов. Несколько лет понадобилось провинции Бадахшан для того, чтобы восстановить свою пограничную службу.
В начале 1990-х, после распада Советского Союза, началась гражданская война в Таджикистане. Тысячи таджикских беженцев устремились через границу в Афганистан. Из Афганистана в Таджикистан хлынул поток оружия и вооруженных групп для участия в боевых действиях на территории Таджикистана. Все более нагнеталась криминальная обстановка на линии границы. Российские пограничники, оставшиеся здесь по межгосударственному соглашению между Таджикистаном и Россией от 1993 года, стали большой помехой в межэтнических и внутриполитических деструктивных процессах, происходящих в двух государствах. Пограничные наряды подвергались обстрелам, российских военнослужащих захватывали в заложники.
В 1993-1996 годах мне приходилось неоднократно выезжать на таджикско-афганскую границу в качестве военного корреспондента и быть свидетелем событий, происходящих афганском и таджикском приграничье.
Благодаря подписанию Межтаджикского соглашения в 1997 году и установлению мира в Таджикистане, а также проведенной антитеррористической операции в Афганистане, для ученых появилась реальная возможность работать в афганских провинциях.
В 2002 году во время экспедиции ИВ РАН, первая переправа в афганский Бадахшан была осуществлена в его восточной части - Ишкашиме. Вторая поездка в столицу провинции Бадахшан город Файзабад проходила через высокогорные районы у озера Шева и начиналась от уезда Шугнан. Большую помощь нам оказали сотрудники Хорогского государственного университета и НИИ гуманитарных исследований Академии Наук Таджикистана, а также представители Исмаилитского центра по образованию и культуре (ITREK) и Программы гуманитарной помощи Организации Имама исмаилитов Ага-Хана IV "Focus". Благодаря сотрудникам этих международных организаций, мы смогли вести обследования в бадахшанских селах, получать достоверную информацию о разных сферах жизни исмаилитской (во многом закрытой) религиозной общины.
На афганской стороне мы - собственно, "незваные гости" - были встречены с дружеским участием, как представителями официальных органов власти, так и простыми жителями. Нас сразу же предупредили: "Вы можете задавать вопросы на любые темы, кроме политических. На политические темы говорить запрещено". Однако любая проблема, которой бы мы ни касались, была связана с политическим положением в стране. С первых шагов политика встретила нас в виде женской чадры. Чадра, или паранджа - явление совершенно нехарактерное для Бадахшана. Даже в конце XIX в. первые русские путешественники по Бадахшану отмечали большой демократизм в отношении между мужчинами и женщинами и называли Бадахшан едва ли не "царством матриархата". Местные жители объяснили нам, что чадра у них появилась в последние десять лет - после того, как пламя гражданской войны дошло до Бадахшана. Исмаилитки сами переняли обычай носить чадру у соседей-суннитов для того, чтобы чувствовать себя хоть в какой-то степени защищенными. До более отдаленных мест, например, до афганского Шугнана этот обычай не успел дойти, и женщины здесь по-прежнему ходят с открытым лицом.
Иностранки не имеют права облачаться в чадру. В случае, если гражданка другого государства на территории Афганистана укроется под чадрой, ее могут осудить по законам шариата. Нам не удалось выяснить, когда был введен такой закон, возможно, он связан с периодом гражданской войны - тогда немало западных журналисток, среди которых были и разведчиц, пострадали из-за того, что пытались выдавать себя за коренных жительниц. После того, как мы прожили в Ишкашиме несколько дней, женщины окрестных селений перестали прятать от нас свои лица - они уже не воспринимали нас как чужаков, от которых исходила бы опасность.
Провинция Бадахшан - четвертая по площади в Афганистане, занимает 47, 400 кв.км. По данным переписи 1989 года в ней проживало 585 тысяч человек (1). Население северного приграничья, по данным информаторов автора в гуманитарных организациях провинции, в 2002 году составляло 249317 человек.
В большинстве селений, где проходила наша работа, живут исмаилиты. Исмаилизм - ответвление шиитского ислама, возник на раннем этапе истории исламской цивилизации. На Памире исмаилизм укрепился в XII-XIII в., одним из наиболее действенных его проповедников здесь стал Насир-и Хусров.
Именно традиции, заложенной со времен Насир-и Хусрова, исмаилиты Бадахшана следовали вплоть до начала XXI века. Много веков назад была разработана иерархическая система управления общиной, состоящая из семи ступеней, согласно которой на верхней ступени находится Имам времени, за ним следует худжат, даи, муаллим ас-садык, маазун-и акбар (в иерархии исмаилитов Афганистана - пир), маазун-и асгар (или халифа) и мустаджиб (мюрид - рядовой верующий). Именно по этой нисходящей цепочки в общину передавались наставления Имама времени. Пиры и халифа сохранялись в Афганистане вплоть до 2002 года, их должность была не выборной, а наследственной. И молодые образованные мюриды уже были недовольны, что пиром становится не тот, кто лучше образован, хорошо осведомлен в религиозных вопросах, а только сын пира. Как говорили наши респонденты: "Сейчас обязанностями пиров являются только сбор и расход закята, никакой другой работы у них нет". Исмаилиты Афганистана собирают закят один раз - осенью, и он составляет 10% от всего собранного урожая. Причем, как говорили жители Ишкашима, чаще всего закят расходовался пирами по своему усмотрению. В момент нашей экспедиции мы стали свидетелями ломки этой традиционной многовековой системы.
За последние 10 лет в социальной и политической жизни Бадахшана произошли большие перемены. Но больше всего эти перемены коснулись духовной и религиозной сторон жизни исмаилитской общины. В 1986 году была издана новая Конституция - основной закон для исмаилитов во всем мире. Но вплоть до 2002 года в исмаилитской общине Афганистана эта конституция не была принята. Основная причина этого, как считают сами афганские исмаилиты, заключена в том, что в Афганистане шла гражданская война. Имам исмаилитов не мог координировать и направлять жизнь своих мюридов в этой стране. Только в середине 1990-х годов состоялся первый дидор (коллективная молитва - встреча с Имамом) для исмаилитов афганского Бадахшана, во многом благодаря тогдашнему президенту Афганистана Бурхануддину Раббани. Исмаилиты считают, что, несмотря на стесненные географические и политические условия, визит Имама дал им огромный импульс для дальнейшего развития. "Имам принес нам духовную силу", - говорят они.
После этого визита в Афганистан начали поступать фирманы Имама. Исмаилиты поняли, что в и религиозные обряды и нормы учения можно внести изменения, согласно фирманам, а не выполнять слепо указания пиров и халифов, как это было раньше. Как говорят верующие, "мы сейчас подчиняемся напрямую Имаму". 11 июля 2002 года исмаилиты Бадахшана получили фирман от Имама Ага-Хана IV о реформе старой системы на основании Конституции исмаилитов. Главным в документе было сообщение об упразднении должности пиров в афганской общине. Кроме того, фирман давал разрешение на строительство в каждом селе своего молитвенного здания - джамоат-хона. Пира в общине с этого момента должен был заменить муки, который становился старшим в каждой общине-джамаате. Таким образом, с одной стороны, упразднялись должности и наследственные привилегии пиров, с другой стороны каждая сельская община получала своего рода "старосту", имевшего более быстрый доступ к верховному руководству исмаилитской общины, что могло способствовать доведению фирманов Имама до каждого члена джамаата. Следующим за муки в иерархической структуре религиозной общины исмаилитов Афганистана продолжает оставаться халифа, который отвечает за правильность исполнения свадебных церемоний и похоронных обрядов, а также традиционных мусульманских праздников. Халифа может также выступать с проповедью в джамоат-хона и разъяснять людям суть исмаилитского учения.
Как сказали нам в ишкашимском улусвольстве, на момент издания фирмана в Бадахшане было более 10 пиров. Наиболее уважаемым считался тот, у кого больше последователей-мюридов. К таким пирам жители Ишкашима относят пира из селения Зибок Шо Абу-ль Маани. Пиру -55 лет, он пользуется большим уважением у населения и, как говорят его приверженцы, имеет более 1000 мюридов не только в Афганистане, но и в соседних Пакистане (Читрале, Гильгита) и Таджикистане (Дарвазе, Шугнане, Вахане).
Фирман Имама, устраняющий их должности, стал серьезным ударом для всех пиров Афганстана. Секретарь и халифа согласились побеседовать с нами. Халифа рассказал, что его обязанности заключаются в том, чтобы помогать людям совершать правильно религиозные обряды, в том числе - похоронный обряд-джаназу, свадебный обряд-никох, проводить коллективные намазы. Халифа (мустаджиб) также является связующим звеном между пиром и общиной - пир получает фирманы от Имама и доводит их до сведения общины через халифу.
Как правило, халифой становится человек, чьи родители также носили это звание, но иногда на должность халифы может быть избран и просто грамотный человек, не связанный с этой должностью родственными узами. Утверждение на должность осуществляет пир, а ему, в свою очередь, предлагают кандидатуру жители села.
Обидное обвинение со стороны некоторых наших респондентов о бесконтрольной трате закята, халифа опроверг полностью: "Пир показывал народу документ о том, что отправлял весь собранный закят имаму". Представители пира особо акцентировали наше внимание на том, что мюриды пира выражают свое недовольство этой реформой и считают, что она необоснованна: "Это ломает традиционную систему, существовавшую у нас много веков". Если, конечно, это воля Ага-Хана, то пир "не скажет и слова против, он готов быть самым простым рядовым у своего Имама". В аппарате пира считают, что Имаму была неверно представлена жизнь афганских исмаилитов и сделали это сотрудники гуманитарных миссий, которые начали работать здесь недавно. Но мне кажется, что нововведения в жизни общины, которые так больно ударили по сложившейся клановой системы внутри исмаилитской общины Афганистана, были ориентированы в первую очередь на молодое поколение исмаилитов, которым предстоит жить и работать в быстро изменяющемся мире. Можно сказать, что в настоящее время в исмаилитской общине Афганистана быстрыми темпами осуществляется процесс модернизации, в котором община уже давно нуждалась.
В последние годы быстрыми темпами стали строиться здания для совершения коллективной молитвы. Раньше исмаилиты ходили в мечеть, и читали молитву как сунниты. Исмаилитские обряды каждая семья совершала у себя дома. В начале 1990-х, когда власть в Бадахшане перешла в руки моджахедов, они ввели налог на строительство мечетей. Таким образом в исмаилитских селах были построены суннитские молитвенные здания. Во всем улусвольстве не осталось почти ни одного селения, где не было бы мечети, хотя численный состав суннитской части небольшой - около 150 семей на более чем 10-ти тысячное население. Исмаилиты говорят, что за последние 10 лет они не испытывали большого давления со стороны суннитов. И спасительным они считают то, что моджахеды, сражающиеся с талибам, не дали последним проникнуть на территорию Бадахшана. В противном случае, как говорят наши респонденты "талибы разрушили бы наши культуру и веру".
Одним из немногочисленных фактов проявления насильственного администрирования исмаилиты назвали насильственный сбор закята в казну моджахедов. Одни моджахеды приходили, другие уходили, и иногда случалось так, что построенные мечети оставались в ведении исмаилитской общины и начинали использоваться как джамоат-хона. Исмаилиты не видят в этом ничего, что было бы противозаконным - ведь здания были построены на их средства. Тем не менее, исмаилиты опасались, что отправление их религиозных обрядов в мечети может быть негативно воспринято суннитами. Например, в кишлаке Саед аналогичным образом на средства исмаилитов была построена мечеть. В то же время 95% жителей этого кишлака являются исмаилитами и только 5% составляют сунниты. Но несмотря ни на что, исмаилиты хотят в будущем накопить деньги и построить для себя джамоат-хона. Они даже согласны передать средства суннитам для строительства новой мечети в том случае, если те добровольно передадут в их пользование старую мечеть. Больше всего исмаилиты боятся каких-либо разногласий со своими соседями, потому что, как говорят они, "пока обстановка в стране не стабилизировалась, и для нас опасны любые, даже малейшие противоречия".
Коллективный джума-намаз у исмаилитов совершается не в пятницу днем, а в четверг вечером. Архитектура джамоат-хона в Бадахшане ненамного отличается от мечетной - мазаное глиной небольшое здание, подпираемое деревянными столбами и с крышей, крытой соломой. Мечети, как и джамоат-хона, строятся без минаретов - сунниты столицы афганского Бадахшана города Файзабада объясняли это тяжелым экономическим положением и тем, что на постройку минаретов не хватает средств. Так что, не зная точно, кому принадлежит молитвенный дом, трудно отличить джамоат-хона от мечети.
Согласно Конституции Афганистана, во всех школах изучаются как светские, так и религиозные предметы. В Афганистане дети живут в религиозной среде, и знания по религии получают буквально с первых дней своей жизни. По законодательству страны, официальной религией на всей ее территории является суннизм ханафитского толка. Поэтому в школах дети изучают историю ислама с ханафитской точки зрения. Исмаилиты, как и все граждане государства, первоначальные знания об истории ислама получают в средней школе, а с историей своего учения они знакомятся у себя дома. Истории исмаилизма, а также правилам совершения обряда их учат сперва родители (как правило, отец), а затем халифа или учитель-ахун. И уже со временем они начинают самостоятельно читать религиозную исмаилитскую литературу. С 1998 года на афганской стороне (первоначально в Шугнанском и Рушанском районах) начала работать программа исмаилитского образования.
Всего, как нам удалось узнать, на момент нашего посещения в сентябре 2002 года, в северном приграничье провинции Бадахшан действовало около 20 общеобразовательных школ. Как правило, это школы с четырехклассным образованием. Все исмаилитское население с 1 по 4 класс (от 7 до 11 лет) составляло немногим более 20% - 10422 ребенка.
Для большей наглядности представляем в виде таблицы и графика соотношение взрослого населения и численности школьников исмаилитских селений:


Район Общая численность
населения
Из них дети 7-11 лет
Шугнан 26396 5681 = 21, 52%
Ишкашим 8686 2176 = 25, 05 %
Вахан 10693 1672 = 15,64%
Зибок 5794 893 = 15,41%
Всего: 51569 10422 = 20,21%


Гораздо сложнее обстоят дела со светскими дисциплинами. Вообще надо сказать, что во многих местах Бадахшана школы без окон и дверей, без парт для учеников - они сидят на глиняном полу ветхих глиняных зданий - частое явление. Несколько десятилетий непрекращающейся войны создали серьезные проблемы в системе образования Афганистана, практически во всех областях страны она находится на крайне низком уровне. Особенно это касается женского образования.
Быть оторванным от знаний о развивающемся мире, о передовых технологиях значит, так и остаться отсталой страной. В связи с этим международные организации обратили особое внимание на образовательные системы Афганистана. 12 сентября 2002 года Министерство просвещения Афганистана подписало Меморандум о взаимопонимании с организацией Ага Хана по развитию (Aga Khan Development Network - AKDN) и она начала активную помощь Афганистану в области образования.. Правительство Афганистана одобрило несколько образовательных проектов AKDN для провинций Бадахшан, Баглан и Бамиан. В первую очередь они связаны с подготовкой преподавателей для средних школ, в том числе преподавателей-женщин. Вообще, по заключению экспертов AKDN, женскому образованию в Афганистане должно уделяться особое внимание - для обучения девочек в селах должны быть подготовлены преподавательницы из сельской местности. В некоторых случаях будут построены специальные общежития для девочек из отдаленных районов, в которых нет школ (2).
2 июля 2003 года Организация Ага-Хана профинансировала восстановление и реконструкцию средней школы для девочек (Tajwar Sultana School) в столице Афганистана Кабуле. В ней созданы современный спортзал и библиотека, а самое главное - школу оборудовали современной компьютерной техникой со средствами мультимедиа и выходом в Интернет. "Мы даем педагогам Афганистана ресурсы, посредством которых они смогут обеспечить своим ученикам быстрый доступ к обширным знаниям и надеемся, что это поможет жителям этой страны открыть двери в мир", - сказал директор программа Фарид Дая (3).
Организация по развитию Ага-Хана привлекает инвестиции и участвует в других программах социального развития Афганистана, в их числе - доставка продовольствия, восстановление разрушенной инфраструктуры страны, строительство жилья для беженцев, модернизация и поддержка здравоохранения, очистка воды, восстановление и городское развитие Кабула (4). В течение 2001 года Организация обеспечила гуманитарной помощью (в первую очередь продуктами питания) 450 000 человек (5).
После поездки в Ишкашим, мне удалось переправиться в западную часть Бадахшана - Шугнан, чтобы подняться на высоту почти четырех тысяч метров к высокогорному озеру Шева и спуститься к уездному городу Бахарак, а оттуда добраться до столицы провинции Бадахшан города Файзабад. Дорога идет п