НАРОДЫ АФГАНСКОГО И ТАДЖИКСКОГО БАДАХШАНА В XXI ВЕКЕ:
Сохранность и трансформация культуры в условиях глобализации

НОВОСТИ
ОБ АВТОРЕ
НАУЧНЫЕ
РАБОТЫ

ГАЛЕРЕЯ
ГОСТЕВАЯ
КНИГА

ССЫЛКИ
НА ГЛАВНУЮ
Опубликовано в сборнике тезисов докладов
Международного конгресса востоковедов ИКАНАС-38
Анкара, 2007

ВИДЕОРОЛИК К ДОКЛАДУ НАРОДЫ АФГАНСКОГО И ТАДЖИКСКОГО БАДАХШАНА В XXI ВЕКЕ



В основу доклада положены материалы полевых исследований в Республике Таджикистан (Горно-Бадахшанская автономная область) и афганской провинции Бадахшан. И в Афганистане, и в Таджикистане исследовался район Дарваза. В исследовании применялись методы социальной антропологии.

Аналогичных исследований до настоящего времени в Дарвазском районе не проводилось. Краткие исторические сведения о Дарвазе можно почерпнуть в ряде работ дореволюционных авторов, собранных в момент присоединения среднеазиатских территорий к царской России. Английские исследователи во второй половине XIX века нередко обращались к истории Бадахшана в связи с пристальным вниманием британского правительства к этому региону и включении его в Большую игру, ведущуюся на Среднем Востоке крупнейшими политическими игроками мира.

В советский период началось планомерное изучение Дарваза. Выходили работы, посвященые истории установления советской власти в Дарвазе. В 1950-е годы в западное Припамирье отправляют этнографические экспедиции, на Дарвазе проводят сбор материалов этнографы, фольклористы, лингвисты. Несмотря на достаточно полный охват всех сторон социальной и культурной жизни населения Дарваза, отдельные моменты в его изучении были упущены.

На примере работ в Дарвазе становится видно, как быстро меняются привычки и обычаи населения в связи с общими историко-социальными переменами. За последние три года были максимально упрощены контакты между населением афганского и таджикского Бадахшана, быстрыми темпами ликвидировались последствия гражданской войны 1990-х годов, произошло снижение активности политических оппонентов власти, усилилась роль в регионе таких иностранных государств как Китай, США, Турция, на границе практически исчезла роль России. Глобальные перемены привели к сдвигу в социальном укладе жизни населения, поменяли традиционные стереотипы, оказали влияние на психологию народа.

***

Бадахшан - высокогорный регион на Памире, исторически служивший мостом для различных культур. Археологические изыскания подтверждают наличие здесь на протяженном историческом отрезке времени культуры скифов, огнепоклонников, буддизма, ислама. На Памире сложился своеобразный треугольник, соединивший иранскую, индийскую, китайскую культуры. На сегодняшний день это пограничная зона таких государств как Китай, Индия, Пакистан, Таджикистан, Киргизия.

В глубокой древности здесь, через горные ущелья и коридоры, были проложены маршруты с севера на юг, через Памир и Гиндукуш. Периодически этот регион становился ареной для политических игр и войн. В первые века ислама здесь развернулась борьба между боевыми отрядами Арабского халифата и войсками Империи Тан. Через Бадахшан, разрушая непокорные города и делая вассалами тех, кто не оказывал сопротивления, прошла многочисленная конница Чингисхана.

Из европейских путешественников первым описал Памир и Бадахшан Марко Поло. В конце XVIII - начале XIX века Памир попал в орбиту интересов двух колониальных держав, расширявших свои владения, - Англии и России. Разведчики двух этих стран наиболее полно описали традиции, быт, религию проживающих здесь народов. Со второй половины XIX века начался раздел памирских территорий между Англией и Россией. Географической линией раздела была избрана река Пяндж. Территории по правому берегу отошли к Афганистану, входящему в сферу интересов Британии, а левобережье было передано Россией в состав Бухарского эмирата.

Большинство селений и районов, семей, в них проживающих, оказались искусственно разделены. Они пострадали при этом дважды. Первая проблема заключалась в искусственном разрыве семей между двумя государствами, а вторая проблема носила религиозный характер.

Дело в том, что жители Бадахшана, являясь мусульманами, в то же время принадлежат к шиитскому течению в исламе - исмаилизму. До вмешательства двух великих держав, на их территориях было самоуправление, позволяющее относительно спокойно регулировать различные аспекты общественной и религиозной жизни. Подчинение одних афганскому, а других бухарскому эмиру создало массу проблем, заставляя людей на практике прибегать к такыйе - сокрытию своих религиозных убеждений.

В 1905 году из состава Бухарского эмирата памирские территории перешли в полное подчинение России, под контролем которой находились фактически до 2005 года, то есть 100 лет. В советский период продолжалось планомерное изучение Памира, Бадахшана. С 1950-х годов здесь активно работали археологические, этнографические, биологические, геологоразведочные экспедиции. Несмотря на достаточно полный охват всех сторон социальной и культурной жизни населения Бадахшана, отдельные моменты в его изучении были упущены в силу разных причин. В первую очередь это касалось обычаев и традиций, связанных с религией.

С 1995 года мы проводили наши полевые исследования в Бадахшане. Первоначально нами исследовался таджикский Бадахшан, а с 2001 года были организованы экспедиции на афганскую территорию.

В 1990-е годы работа в Бадахшане была осложнена в связи с гражданской войной в Республике Таджикистан. На афганской стороне набирало силу религиозное движение "Талибан". Талибы были остановлены оппозиционными им силами на подступах к провинции Бадахшан. В этой же провинции сосредоточились моджахеды как из Афганистана, так и со всего Таджикистана. Исмаилитское население Бадахшана было вынуждено подчиняться их требованиям и соблюдать нормы и обряды суннитского ислама. В частности, повсеместно был объявлен сбор пожертвований (закята) на строительство квартальных мечетей.

Обряды мусульман суннитов и мусульман исмаилитов не совпадают по ряду параметров. В том числе, у исмаилитов не принято возводить мечети. Коллективный намаз (джума) проводится в четверг вечером в молитвенном доме джамаат-хана, которым может быть и дом любого из верующих.

Внешне соблюдая нормы суннитского ислама, исмаилиты Бадахшана тайно продолжали и продолжают следовать своим обычаям и традициям.

Как в таджикском, так и в афганском Бадахшане община исмаилитов следует наставлениям своего руководителя (имама), носящего титул Ага-Хана. Они фактически входят в состав огромной рассеянной по миру империи, которая подчиняется своей Конституции и своим законам. Поскольку члены этой империи расселены по разным государствам, одним из главных требований для исмаилитов является неукоснительное исполнение законов той страны, в которой они проживают.

Распад Советского Союза и возникшая в ходе этого гражданская война в Таджикистане коренным образом изменили социально-политический уклад в Горно-Бадахшанской Автономной Области. В самые трудные годы, когда население Горного Бадахшана находилось в экономической блокаде, здесь начали работать гуманитарные программы Ага-Хана IV. Они были рассчитаны не только на исмаилитов, но и на все население ГБАО и прилежащих районов Республики Таджикистан, а также на ряд провинций Афганистана.

Военно-политическую ситуацию длительное время держали под контролем российские пограничники, оставшиеся здесь и после распада Советского Союза по Соглашению с Республикой Таджикистан от 1993 года. Российские погранотряды оказывали и огромную экономическую поддержку населению Бадахшана, в них несла службу на должностях рядовых, офицеров, гражданских специальностях большая часть местного населения. Это значительно компенсировало проблему безработицы в крае.

Надо отметить, что в целом за советский период, благодаря общегосударственной и пограничной политике Советского Союза, экономическое развитие Бадахшана шло стремительными темпами. Было развернуто строительство дорог, жилья, школ, больниц, фабрик, культурных комплексов, что способствовало европеизации этого горного региона, привнесении сюда современных знаний и технологий.

В отличие от таджикского Бадахшана, их родственники с афганской стороны остались на более низком уровне развития. И только в последние 5-7 лет, благодаря международным программам, начинает некоторым образом компенсироваться разрыв в развитии родственных народов.

Окончательный вывод российских погранвойск и передача границы под охрану местных военных в Таджикистане в целом, в Бадахшане в частности, осложнили жизнь бадахшанцев. Многие из них остались без работы. Начался массовый отток мужской части населения на заработки в Россию. В России же трудовые мигранты не имеют соответствующего статуса, миграционная политика у нас все еще находится на стадии разработки. Наблюдается высокий процент гибели сред таджикских рабочих-мигрантов.

В самом Бадахшане за последние десять лет резко вырос оборот торговли наркотиками, в которую все активнее вовлекаются местные жители. Основная часть населения оказалась лишенной возможности к какой-либо мобильности, перемещению куда-либо, кроме пределов своего кишлака. Отсутствие производства, организованного культурного досуга не улучшает ситуацию.

Надо отметить, что за последние три года были максимально упрощены контакты между населением афганского и таджикского Бадахшана. Фондом Ага-Хана IV построены и введены в эксплуатацию четыре моста, соединившие два Бадахшана. В Республике Таджикистан активно ликвидируются последствия гражданской войны 1990-х годов, началось снижение активности политических оппонентов власти. Одновременно в регионе усиливается роль таких иностранных государств как Китай, США, Турция. На границе практически исчезла роль России, хотя ее значение в общеэкономической жизни страны продолжает оставаться огромным.

Глобальные перемены приводят к сдвигу в социальном укладе жизни населения, корректируют традиционные взгляды, меняют стереотипы и оказывают серьезное влияние на психологию народа.

© Надежда Емельянова
Google PageRank, тИЦ Яндекса, количество ссылок на данную страницу/количество ссылок на странице
Hosted by uCoz